Русская церковь действительно сохранила всю радость и светлое веселье античного христианства, и поскольку в ней меньше было борьбы с папами или реформаторами, или пуританами, она поддерживала старую традицию гораздо лучше, чем западное христианство. Детская радость и веселье, которые верующие русской и греческой Церкви ощущают и выражают в Пасху, удивительны для Римских католиков — не говоря уже о протестантах…
Весна наконец наступила, а сил нет. И хочется прятаться от долгожданного солнца, наблюдать за причудливой игрой света и тени из-за штор, — вот и весна пришла, а сил встретить ее как положено уже не осталось, — все ушло на преодоление зябкости, порывов апрельского ветра, ожидания тепла, — ну, еще чуть-чуть, после Пасхи и неизбежного цветения, которое как взрыв, — в одну ночь на землю опустились белые, розовые облака, пышные, сдобные, сладкие, точно оладьи, посыпанные сахарной пудрой, — застыть на полушаге, дотрагиваясь несмело до плюшевых отростков, похожих на пробивающиеся оленьи рога, вдыхая то, что позже окажется плодами — айвы, сливы, вишни, яблони, — пока что это фантом, ангельское порхание, предтеча, таинство, — явление новой жизни, заключенной в дыхании белых и палевых лепестков.
Для кого-то Пасха — это повод для радости и единства во Христе, а для кого-то даже Пасха есть возможность половить рыбку в мутной политической воде. <…> Я призываю вас, дорогие, к такому единству во Христе, чтобы мы никогда не делились на русского, на украинца, на татарина, на еврея, на грека. Никогда мы не разделяли себя в церкви, потому что мы во Христе едины. Как сказал апостол Павел: «Нет во Христе ни Еллина, ни иудея, ни Скифа, ни раба, ни свободного».
В этой церкви (святого Иоанна Латеранского, Сан-Джованни-ин-Латерано) несколько лет тому назад многочисленная группа португальцев объединилась в странное братство. Они женились друг на друге. Мужчина с мужчиной, со всеми церемониями, каких придерживаемся мы во время наших свадеб; вместе празднуют Пасху, проводят такую же свадебную мессу, а затем спят и живут вместе. Римские мудрецы говорят, что если только брак делает законным связь мужчины и женщины, то этим хитрецам показалось, что и эта связь будет законной, если ее подтвердить церковными таинствами и церемонией.
Семья — это когда все вместе. И в радости, и в горести. Когда за одним столом несколько поколений одной семьи. Когда бабушка учит внучку печь куличи на Пасху, а дедушка учит внука держать молоток. Когда мама знает, что может сказать своему ребёнку: «Позвони лучше деду, спроси у него, он в этом вопросе — ас», а папа может позвонить своему папе и спросить совета о том, как лучше объяснить ту или иную ситуацию своей дочери…
Когда умер Сталин — все на Колыме целовались как на Пасху!… А начальство не знало, что делать: не было инструкций… И над лагерем взвилось множество красных флагов, без траурных лент. В лагере было много русских эмигрантов — из Харбина, из Восточной Европы. Они поднимали бело-синие флаги! Литовцы и украинцы подняли свои национальные флаги.
Пасха — самый главный праздник христианской Церкви. Весь Великий Пост является подготовкой к Пасхе.
Моя левая нога — Рождество, моя правая нога — Пасха, почему бы вам не зайти ко мне между этими праздниками?
Он словно индеец около магазина сигар, гигант из Кардиффа, истукан с каменным лицом, будто только что прибывший с Острова Пасхи. Он двигается как лунатик, он улыбается так, как будто съел лимон, и он с большим трудом строит предложения.
Я помолчу, а ты меня послушай,
Послушай, потерпи и не ворчи.
Довольно нам ворчать, нахмурив души,
Давай-ка мы, приятель, помолчим.Молчать нигде не скучно и не тесно,
Молчание — начало всех начал.
Признаться, между нами, если честно, —
О чем я в жизни только не молчал.О детстве, где бы спать — не просыпаться,
Где бабушка, где пасха с куличом.
О юности, просыпанной сквозь пальцы,
В которой все ничто, все нипочем.О зрелости, в которой прорва дела,
Ах, как мы все торопимся расти.
За то, что наше детство пролетело,
Мы детям нашим детства не простим.Молчание знакомо мне до боли,
С молчанием сдружился я вполне.
Молчать среди своих, я знаю, больно,
Кричать среди чужих — еще больней.Довольно мне свое молчанье слушать,
Довольно от молчания тупеть,
Довольно мне молчать, нахмурив душу,
Молчи, молчанье, я хочу попеть.
963 <год>. Король <Оттон I Великий> сызнова отпраздновал в Рождество и Пасху в Павии. В это время 'Адальберт' прошел по стране, собрал со всех сторон вокруг себя столько <людей>, сколько хотел, и двинулся на Корсику, дабы там обороняться.
У русских, у польских, у немецких детей есть родной быт, полный интимной, уютной прелести, есть традиции, формирующие, скрепляющие характер, есть прекрасные праздники, ёлка и Пасха, на которых потом, через сорок лет ласково будет останавливаться память. У еврейских детей в прежних поколениях это всё тоже было: особый лад жизни, красивый, как всё, что исторически сложилось и утрамбовалось, прекрасная невеста — суббота в огнях благословлённых свечек, белый седер Пасхи, весёлый сладкий Пурим с его трещётками, праздник Кущей, когда сами строили шалаш и после в нём обедали.
Прелюбодею и на Пасху без милости мучаться.
Иные люди хороши на одно время, как календарь на такой-то год: переживши свой срок, переживают они и своё назначение. К ним можно после заглядывать для справок; но если вы будете руководствоваться ими, то вам придётся праздновать Пасху в Страстную пятницу.