Вовсе не думать или думать пореже о недругах.
…Нормандия… Имя, оставшееся на карте Франции как память о суровых завоевателях с Севера. И её первому правителю ярлу Ролло ещё предстояло утвердить свою власть, начертать законы, сокрушить врагов. Ибо это время, названное историками Тёмными веками, было временем смелых, беспощадных и дерзких, и под клинками их мечей старая Европа обретала новые очертания. Викингу из Норвегии суждено было неслыханно возвыситься, войдя в королевский дом франков, отречься от своих богов и принять священное Крещение в городе Руане, который долгое время был известен ближним и дальним сеньорам как усадьба Ролло Рухам. <…>Он исполнил всё, что задумал, — укротил недругов, приручил соперников, разгадал интриги и коварные ловушки на пути, ведущем к трону. И тем не менее сам оказался в плену, угодив в силки, сплетённые из блистающих красной медью волос той, что затерялась во мраке варварских времён, оставив о себе лишь детское имя — Птичка. <…>Но всё это было ещё впереди…
Крушение всех надежд человека приятно и его друзьям и недругам.
Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии
Я научился недругам на зависть
жить босым, уверяя, что обут
работать, ни на миг не утруждаясь
и крепнуть, невзирая, что ***ут.
Новый мир – новые реалии, которые требуют от политического руководства России политической мудрости, железной воли, настойчивости и твёрдости, решительности действий. А самое главное – чёткого понимания и жёсткого отстаивания национальных интересов России. Любая уступка, сделанная из благих намерений, расценивается нашими оппонентами и недругами как слабость и неизбежно приводит к новым и новым потерям. В этом смысле уроки Карибского кризиса, на мой взгляд, нами до конца ещё не усвоены, не проанализированы и не взяты на вооружение.
Ненависть — столь длительное и неискоренимое чувство, что самый верный признак близкой смерти больного — это примирение его с недругом.
Я уже научил себя относиться ко всему спокойно и любить даже своих недругов. Тебя критикуют, а ты улыбайся.
— Это же очень непросто?
— Поначалу — да. Но постепенно, с опытом, все получается. Главное — помнить: никакие слова ничего не меняют, решают все только дела. И ты должен не спорить, кому-то что-то доказывая, а делать свою работу. Сделаешь ее хорошо – результат обязательно придет.
Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии — книга, 1923.
Смелость – это работа с новой информацией, а не ненависть к ней.
Смелость – это коммуницировать так, чтоб окружающим хотелось вставать под твои знамена, а не плевать в тебя, защищая свою независимость до последнего вдоха.
Смелость – это жить из «вот я, мир, и вот сердце моё, и оно открыто», а не из «мир против нас!», «враги, недруги, обижают!».
Смелость – это учить детей искать любви и нежности, искренности и открытости, и приветствовать любого человека, с которым твои дети, наконец, столь редкие вещи найдут.
Ты должен различать, кто друг тебе, кто недруг,
Чтоб не пригреть врага в своих сердечных недрах.
Где неприятель тот, который в некий час
Приятностью своей не очарует — нас?
Где в мире мы найдем тот корень единенья,
Который не покрыт корой и даже тенью?
Собака, что визжит и ластится, как друг,
Она своим друзьям не изменяет вдруг.
Собака — говорю! Но так ли ты уверен,
Что подлинный твой друг тебе до гроба верен?
И сердцевину тайн, доверенных ему,
Не обнажит вовек по слову своему?
Испытывай друзей и голодом и жаждой.
Любовью испытай! Но только раз — не дважды.
Кто дружбе изменил хотя бы только раз,
Тому уж веры нет, хоть пой он, как сааз.
И пусть перед тобой юлит гадючье тело,
Башку ей размозжить скорей — благое дело.
Поэтому-то я твержу одно и то ж:
Кто так тебя поймет, как сам себя поймешь?
Лишь те-то и друзья не на словах — на деле,
Кто наши кандалы и на себя б надели.
Хотя неприятная весть и правдива, не доводи ее до слуха друзей, если кто-то проявил неразумие, не говори ему в лицо о ней. Пусть враг доставит эту весть первым, пусть недруг заставляет неразумного краснеть за свой поступок. Месневи: Если слово стыд кому-нибудь несет,
Нужно ли, чтоб твой его промолвил рот?
Промолчи, и друг будет не в долгу,
Это вражье дело ты оставь врагу.
Душа — это царь страны тела, если она здорова, и тело здорово, если она больна, больно и оно. Того, кто владеет душой своей, можно считать царем царей. От чистоты и нечистоты души зависят чистота или нечистота тела, так же как благоустроенность и неблагоустроенность царства зависят от справедливости и несправедливости царя. Царь — душа государственного тела, душа — царь телесного государства. Бейт:
«Для пользы государства здоровым должен быть прибежище страны — великий государь,
Душа для пользы тела здоровой быть должна, ведь в государстве тела она — великий царь». Царь должен иногда быть милостивым, а иногда суровым. Чтобы отличать своего от врага, он должен быть проницательным и мудрым, чтобы отличать друга от недруга, он должен быть опытным и разумным, потому что и друг и враг из страха или надежды ведут себя как рабы царя. Они не покажут, каков их настоящий лик, пока не настанет удобный для этого миг.
Доверять человеку и полностью открывать ему свою душу — это всё равно что отдавать ему на хранение что-то вроде крестражей, где помещены части твоей души. Такой друг может в любое время стать недругом и нарочно предать тебя, уничтожить крестражи и довести тебя до отчаяния и смерти от непереносимой душевной боли, не чувствуя никакого стыда, угрызений совести, не проявляя никакого сочувствия к тебе. Прежде чем кому-то полностью доверять свою душу, нужно хорошенько обдумать всё, чтобы не допустить серьёзных ошибок.
Не прилагай усилий на оправдания, какими бы ни были факты, дураки и недруги всё равно выставят тебя в том свете, в котором ИМ будет ВЫГОДНО тебя видеть.
Зерна наших надежд до конца не сберем,
Уходя, не захватим ни сад и ни дом.
Не жалей для друзей своего достоянья,
Чтобы недруг его не присвоил потом.
М* говорил: «Мои недруги не в силах мне повредить: они не властны отнять у меня способность разумно мыслить и разумно поступать».
Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
Злонравный с кислым лицом несчастен, что бы он ни делал, всегда будет плохо. Его нрав — это недруг, который его срамит, это жестокий враг, который его громит. Добронравный с улыбкой на лице, который ссор и неприятностей избегает, земных благ и небесного рая достигает.
Его радостное лицо дорого людям, народ восторгается его словами. Он человечностью покоряет сердца, человеколюбием пленяет души. Им довольны и недруг и друг, пусть не посетит его в жизни недуг. Месневи: Черты его лица отраду измученным сердцам несут,
Слова его усталость тела снимают в несколько минут.
Его ланиты словно роза, вы не отыщете свежей,
А сладости его напевов завидует сам соловей.
Не доверяй приятелям дурным,
Что дружат с твоим лютым супостатом. Потворствующий недругам твоим
Не станет тебе другом и собратом. Где пастырь волку — словно побратим,
Спасенья нет ни овцам, ни ягнятам.
В каком царстве люди порабощены, в том царстве люди не храбры и к бою несмелы против недруга.
Разумному больше пользы от недругов, чем глупцу от друзей.