Трудно говорить о человеке, сказавшем Слово о полку имама Шамиля и его миссии. У меня, как земляка — летописца-современника, свое мнение о неповторимом профессоре. В чем оно заключается? Помню, на русско-дагестанском отделении историко-филологического факультета им. С.Стальского лекции читали незабываемые лекторы. Высокий, аккуратный и седоволосый Расул Гапшиминский всегда доставал из кармана аккуратный квадрат отутюженного платка. Интеллигентность, обаяние Расула Магомедовича, он одинаково и скрупулезно владел историей, археологией, географией, проявляя поистине энциклопедические знания. Свидетельством этому записные книжки еще молодого, ищущего ученого. Я прочитал почти все монографии моего великого земляка. Но нигде нет лукавства и высокомерия. Ибо история — это путь скромно великих… Расул из Гапшима — это Геродот Дагестана и Кавказа. Будущие историки, этнографы и мыслители-философы еще не раз пройдут по тропам Расула и на вершинах снежной темноты эпохальных событий осветят лампадой Расула.
Судьба Р.Магомедова — сплав высокого профессионализма и умения мужественно отстаивать свою точку зрения. В тяжелый период культа личности он умудрялся писать и издавать такие книги, которые откровенно ставили его на грань чудовищного риска. Но против правды Расул Магомедович никогда не шел, да и не мог пойти по своей сути»… Расул Магомедович посвятил весь свой могучий талант служению науке, родине, обеспечил себе духовное бессмертие.
В 27 лет он кандидат наук, в 33 года — народный комиссар просвещения республики, в 38 лет — первый в истории Дагестана доктор исторических наук. Автор более 300 научных работ по истории, этнографии, культуре Дагестана, из которых около 30 — фундаментальные монографии. Старшее поколение хорошо помнит 1937 год, ставший символом сталинских репрессий. Именно в тот злосчастный год 27-летний Р. Магомедов выступил с докладом, стоившим ему впоследствии и докторского звания, и высокой должности, и перспектив дальнейшей деятельности как ученого.
Чтобы по достоинству оценить смелость Р.Магомедова, не побоявшегося выступить с объективной оценкой роли имама Шамиля в истории Кавказа, достаточно вспомнить трагическое самоубийство азербайджанского ученого Г.Гусейнова, не выдержавшего травли и издевательства со стороны официальной сталинской историографии за публикации на эту же тему.
Ученый с мировым именем объективно исследовал генетику, антропологию табасаранского народа. В глазах табасаранцев он остается вечно живым. Мы благодарны, что Бог создал такого человека для Дагестана. Он — патриарх исторической науки, непревзойденная личность, великий человек и великий ученый. Пока мы живем, будем излучать его свет.