Мухаммад аш-Шафии: цитаты

Говори, что захочешь, понося мою честь. На низость молчание станет ответом. Мне не то чтоб ответить было ничем, просто львы не отвечают собакам.

Однажды аш-Шафии спросили: «Какие вещи более других принижают достоинство мужчин?» Он ответил: «Многословие, распространение тайн и доверчивость каждому».

Я родился в Газе в 150 году, и меня забрали в Мекку когда мне было 2 года.

He who seeks pearls immerses himself in the sea.

Душа моя стала стремится в Египет
И пустыни разделяют меня от нее,
Всевышним клянусь, не знаю, богатство ли ожидает,
Иль слава, или к могиле своей я стремлюсь.

Мне сказали: «Ты замолчал, но ведь с тобою спорят?!»
Я ответил: «Слова (в данном случае) — ключи от двери зла».
Почёт тому, кто молчит пред невеждой и глупцом, в молчании — сохранение чести и достоинства.

Аш-Шафии обладал такими достоинствами, которыми не объединились ни в ком другом: благородный род, правильная религия и убеждения, великодушие, знания о достоверности и слабости хадисов, об отмененных и отменяющих хадисах, знание Корана и сунны, жизнеописания халифов, хорошие книги.

Благодаря Аш-Шафии прекратилось господство школы «мнения» над школой хадиса.

Я сидел с Мухаммадом Ибн Идрисом аш Шафии, и слышал его слова. И он немного подкрашивал свою бороду. А мне тогда было всего 17 лет. И я был на маджлисах аш Шафии, и был на джаназе Абдуллаха ибн Вахба.

Кто не любит знания, в том нет блага и между тобой и ним не может быть ни знакомства, ни дружбы!

Когда был магриб того дня, когда умер аш-Шафии, сказал ему его племянник Якуб: «Мы спустимся, чтобы помолиться?». И аш-Шафии ответил: «А вы что, будете сидеть и ждать пока выйдет моя душа?!». И мы спустились, и помолились, затем поднялись и сказали ему: «А ты помолился, да исцелит тебя Аллах?». Он сказал: «Да», и попросил воды. А была зима, и сказал его племянник: «Перемешайте воду с горячей». И сказал аш-Шафии: «Нет, добавьте сиропа айвы.»

He said to the effect that no knowledge of Islam can be gained from books of Kalam, as kalam is not from knowledge and that "It is better for a man to spend his whole life doing whatever Allah has prohibited — besides shirk with Allah — rather than spending his whole life involved in kalam.

Заботы мои равны (по значимости) заботам королей, а душа во мне – душа свободного человека, для которого унижение равно что неверие.

От Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передается, что Всевышний Аллах посылает этой общине в начале каждого столетия человека, обновляющего религию. Умар ибн Абдул-Азиз был в начале первого столетия, и я надеюсь, что Аш-Шафии является обновителем другого столетия.

Сказал нам Абу Абдуллах Мухаммад Ибн Идрис Ибн аль-Аббас Ибн Усман Ибн Шафии Ибн ас-Саиб Ибн Убейд Ибн Абду Зейд Ибн Хашим Ибн аль-Мутталиб Ибн Абд-Манаф, что он прибыл в Багдад в 158 году хиджры, и пробыл у нас два года, затем отправился в Мекку, затем вернулся к нам в 198 году, и пробыл у нас несколько месяцев, затем уехал. И он красился хной, и был с малой растительностью на щеках.

Я никогда не видел никого, кто был бы столь же красив, как имам аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах. Его щеки были светлыми, а когда он охватывал рукой свою бороду, она никогда не превышала длину его кулака. Имам сахиб, да смилуется над ним Аллах, обычно красил свои волосы хной. Ему нравились благоухающие ароматы. К какой бы колонне он не прислонялся, давая свои уроки, благоухание от него обязательно передавалось этой колонне.

Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!

Я не проиграл спор ни одному ученому, но я не выиграл ни у одного дурака.

Аш-Шафи‘и спросили: «Как (сильна) твоя страсть к знанию?». Он ответил: «Когда я слышу какое-нибудь новое слово, о котором раньше не слышал, все органы моего тела желают иметь слух, чтобы насладиться так же, как наслаждаются мои уши». Затем его спросили: «Как ты стремишься к знанию?». Он ответил: «Так же, как многие люди стремятся насладиться богатством». Его вновь спросили: «А как ты ищешь его?». Он ответил: «Так же, как мать ищет своего потерявшегося единственного ребёнка».

Кто сплетничает с тобой, сплетничает и за твоей спиной.

Умер аш Шафии в ночь Джума после иша, после того как прочитал магриб, в последний день месяца раджаб, и мы похоронили его в день джума, и вышли, и увидели по луне что начался месяц Ша’бан, 204 года.

Невозможно уберечься от людей, поэтому посмотри: в ком из них кроется твоя праведность, — с тем и держись.

Когда бушуют ветра — не закрывайся и не жди пока все успокоится. Ты сумей из этой бури извлечь пользу. Все неведомое, тайное, непонятное — оно все заканчивается спокойствием, умиротворенностью.

Кто знает себя, тому не страшно то, что о нём говорят.

Из авлия Аллаха — совершенный имам, алим, действующий по своим знаниям, обладатель высокого благородства, и красивого характера, щедрости и великодушности, освещающий своим светом мрак невежества, разъяснивший проблемное, и прекрасно объяснивший ставящие в тупик вещи, тот, чьё знание распространилось на Западе и Востоке, и чей мазхаб распространился как на суше и на море, следующий за сунной и асарами, и за тем, на чем собрались мухаджиры и ансары, бравший знание от лучших имамов, и от него самого передавали мудрые ученые, хиджазец, курейшит, Абу Абдуллах, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии, да будет доволен им Аллах и сделает его самого довольным.
Он достиг высокой степени, и добился благородных достоинств, ведь степени и достоинства — заслуживает их тот, у кого есть религия и происхождение, а у аш Шафии были оба этих качества, да смилуется над ним Аллах — достоинство знания, и действия по нему, и достоинство происхождения, по причине его близости к Посланнику Аллаха, мир ему.
Его достоинство в знании — это то, чем выделил его Аллах — владение разными видами знаний, и его углубление в науки требующие мудрости. Ведь он извлекал скрывающиеся смыслы, и разъяснил благодаря своему пониманию, основы и фундаменты, и добился этого благодаря тем благородным мнениям, которыми Аллах наделяет курейшитов.

Рассказывают, что Абдурахман ибн Махди попросил у молодого Аш-Шафии составить книгу, где он упомянул бы правила вывода заключений из Корана, сунны, иджма, кияса, разъяснение отмененного и отменяющего аятов, степени общего и частного (амм ва хасс). В ответ имам написал «Рисаля» и отправил к нему. Прочитав ее, ибн Махди сказал: «Я не думаю, что Аллах создал подобного ему человека».»

Тот, кто не получает знания в молодости, над ним прочтите четыре такбира, он уже умер.

Падение (разложение) нравов от двоих:
— ученого, не стесняющегося публично вести себя аморально (безнравственно);
— а еще хуже — от невежды, ведущего аскетический образ жизни (отшельника). (эти двое могут сбить с толку огромное число людей; особо не задумывающейся инертной массе эти две категории очень интересны — для оправдания грехов, для обоснования крайностей и нелепых поступков).

Главенство фикха в Медине закончилось на Малике ибн Анасе, он отправился к нему, находился с ним неотлучно и получил у него знания. Главенство фикха в Ираке закончилось на Абу Ханифе. Он получил знания от его ученика Мухаммада ибн аль-Хасана и перенял от него все, что тот слышал от своего учителя. Собрав фикх обеих школ, школы хадиса и школы «мнения» («раъй»), имам в дальнейшем занялся выведением основ и утверждением правил, достигнув при этом небывалых высот, заставив прислушаться к себе и противников и сторонников. После этого имам получил большую популярность, и его имя возвеличилось и распространилось повсюду.

Оцените статью
Добавить комментарий