Ян Амос Коменский: цитаты

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Ничто с такой лёгкостью не становится трудным, как если оно выполняется против воли.

The saying "He who teaches others, teaches himself" is very true, not only because constant repetition impresses a fact indelibly on the mind, but because the process of teaching itself gives deeper insight into the subject taught.

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком то считаться не вправе.

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.

Так как мы воспитываем людей, а не попугаев, то они должны быть постоянно руководимы ясным светом ума.

Золотое правило дидактики: «Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами…»

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать.

Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений. Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.

Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.

Ничто притворное не может быть продолжительным.

Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

Нет ничего в нашем разуме того, чего бы прежде не было в ощущениях.

Тот, кто мало знает, малому может и учить.

Войны необходимо отвергать как нечто звериное, ибо людям подобает гуманность. Не войны, а мир ставьте себе целью своей жизни!

Тот не поднимется к большему, кто не силён в меньшем.

Aristotle compared the mind of man to a blank tablet on which nothing was written, but on which all things could be engraved. … There is, however, this difference, that on the tablet the writing is limited by space, while in the case of the mind, you may continually go on writing and engraving without finding any boundary, because, as has already been shown, the mind is without limit.

Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости.

Без примера ничему не выучишься.

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

If, in each hour, a man could learn a single fragment of some branch of knowledge, a single rule of some mechanical art, a single pleasing story or proverb (the acquisition of which would require no effort), what a vast stock of learning he might lay by. Seneca is therefore right when he says: "Life is long, if we know how to use it." It is consequently of importance that we understand the art of making the very best use of our lives.

We are all citizens of one world, we are all of one blood. To hate people because they were born in another country, because they speak a different language, or because they take a different view on this subject or that, is a great folly. Desist, I implore you, for we are all equally human…. Let us have but one end in view: the welfare of humanity.

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

До сих пор школы не приучают учеников, подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней; скорее они приучают их привешивать к себе сорванные на стороне ветки… А между тем основательное учение человека есть дерево с собственными корнями, которое питается собственными соками, и поэтому всегда живёт, зеленеет, цветёт и приносит плоды.

Книги — это инструмент насаждения мудрости.

Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?

Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.

Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

Оцените статью
Добавить комментарий