Истинно, смотря на них, я более и более уверяюсь, что истинное счастие может состоять только в том, чтоб все знать или ничего не знать, и как первое до сих пор человеку невозможно, то должно избрать последнее. Я эту мысль в разных видах проповедую моим соседям: она им очень по сердцу; а меня очень забавляет то умиление, с которым они меня слушают. Одного они не понимают во мне: как я, будучи прекраснейшим человеком, не пью пунша и не держу у себя псовой охоты; но надеюсь, что они к этому привыкнут и мне удастся, хотя в нашем уезде, убить это негодное просвещение, которое только выводит человека из терпения и противится его внутреннему, естественному влечению: сидеть склавши руки… Но к черту философию! она умеет вмешаться в мысли самого животного человека… Кстати о животных: у иных из моих соседей есть прехорошенькие дочки, которых, однако ж, нельзя сравнить с цветами, а разве с огородной зеленью, — тучные, полные, здоровые — и слова от них не добьешься.
Переводчики — почтовые лошади просвещения.
..Наше государство — центр просвещения Эллады
Грабеж, играющий столь важную роль в делах сего мира, располагает, следовательно, двумя инструментами: силой и хитростью, и его ограничивают два препятствия: мужество и просвещение
Едва только русская народная духовная сущность прикоснулась, в лице Ломоносова, к заветной, недоступной до сих пор для неё, области всемирно-исторической науки и искусства, как тотчас же ознаменовала свою творческую силу величайшими открытиями по разным отраслям знания, — созданием русского письменного, литературного, вовсе до того времени не существовавшего языка и высокими произведениями поэзии. Мы сказали вначале, что одинокою стоит колоссальная фигура холмогорского мужика в пространстве истории нашего просвещения. И действительно одинокою: не потому только велик Ломоносов, что он был начинатель, но и потому, что он был и остаётся образцом, с которым ещё не сравнились последующие поколения. Если б Ломоносовых было много, если б за Ломоносовым последовал целый ряд Ломоносовых, хотя бы и не равных ему по гению, но равных по силе внутреннего народного чувства, с тою же пламенною любовью к своей народности, с тем же самостоятельным, свободным отношением к западной цивилизации, — то нет сомнения, что наше просвещение стояло бы на иной высоте, нежели ныне, и нельзя было бы сказать про нас горькое слово: что русские даже и мышеловки не изобрели, ничего не внесли своего в общую сокровищницу человеческого знания!.. Ключом било бы народное творчество, вызванное благотворными лучами солнца науки!
В 27 лет он кандидат наук, в 33 года — народный комиссар просвещения республики, в 38 лет — первый в истории Дагестана доктор исторических наук. Автор более 300 научных работ по истории, этнографии, культуре Дагестана, из которых около 30 — фундаментальные монографии. Старшее поколение хорошо помнит 1937 год, ставший символом сталинских репрессий. Именно в тот злосчастный год 27-летний Р. Магомедов выступил с докладом, стоившим ему впоследствии и докторского звания, и высокой должности, и перспектив дальнейшей деятельности как ученого.
Чтобы по достоинству оценить смелость Р.Магомедова, не побоявшегося выступить с объективной оценкой роли имама Шамиля в истории Кавказа, достаточно вспомнить трагическое самоубийство азербайджанского ученого Г.Гусейнова, не выдержавшего травли и издевательства со стороны официальной сталинской историографии за публикации на эту же тему.
Есть такое понятие — воспитание чувств. Вот это понятие ушло. <…> И всё, всё кончилось. И об этом даже вопрос не ставится. Мы что, думаем, оно само собой появится? Нефть течёт, у нас просвещение наступит? Ничего подобного. И мы попали в непросвещенное, некультурное время. Я могу говорить об этом, где угодно. Я об этом говорил и на совещании у Валентины Матвиенко [спикер Совета Федерации]. Это бескультурье — его надо звать своим именем. Вот это понимание, воспитание чувств — это едва ли не главное. Когда мне вопрос задают, что детям нужно? Я отвечаю: детям нужно, чтобы они и в футбол играли, и держали в руках стамеску, и молоток, и умели работать, умели помогать по хозяйству. А эти [электронные устройства] только убивают в человеке человеческое.
Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов. Чтоб удержать рабов в рабском состоянии, надо отнять от них свободную волю и возможность просвещения
Гуманизм популярен, когда научное просвещение востребованно.
Просвещение рациональной этики – единственный путь самозащиты современного человека от собственного зла и самоуничтожения.
Господа Хорошие, Ответственные вы наши, Хватит Рассуждать! Проблемы надо решать, а не заниматься, как еще говорил, давным-давно личный секретарь Генерала Ермолова писатель Грибоедов, «одним барабанным просвещением». Времена генерала Ермолова давно закончились.
Короче говоря, повторюсь. В Москве, начиная с Кремля и кончая обычным москвичом, самое время сосредоточиться. Это и будет самым достойным ответом террористам.
Итак, для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, словака, болгара (желал бы прибавить и поляка), — после Бога и Его святой Церкви, — идея славянства должна быть высшею идеею, выше науки, выше свободы, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него недостижимо без её осуществления…
Темная история инквизиции говорит о том, что великие мыслители данной эпохи, несмотря на то что сами оказались беспомощными перед ее фанатизмом и даже ее жертвами, все же породили в тысячах других дух всеобщей борьбы за просвещение человечества.
Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Просвещение так благотворно для человека, что он и сам начинает излучать свет.
Личная энергия, внесённая Ломоносовым в его подвиг, принадлежала столько же его гению, сколько и его крестьянскому происхождению. Стремясь возвести до общечеловеческого значения тот тип, который скрывается в самом корне русского народного бытия, Ломоносов сам с ног до головы был запечатлен этим типом, сам был весь типичен в смысле русского народного человека. Ломоносов был человек вполне цельный; западное просвещение не подорвало его русской природы, не раскололо внутренней цельности его духа надвое; просвещение не было ему навязано насилием извне, как оно навязано было Петром русскому дворянству и вообще русскому обществу: он не был совращён или соблазнён в европейскую цивилизацию, — в нём просвещению не предшествовало отрицание своего народного. Это была совершенно свежая, нетронутая природа русского крестьянина, самого чистого северного закала, по собственному свободному произволению духа взыскавшая высшего просвещения. Поэтому его дело было не отвлечённое, а живое, реальное.
Просвещение широко и глубоко – будущее стойко и велико.
Не украшай стен своего дома эвбейским или спартанским мрамором — укрась сердца сограждан и их правителей плодами греческого просвещения: не камни или дерево служат основанием государству, а ум его граждан.
Скорби, встречающиеся в обществе, не могут быть извинением малодушия. Быт и место бесскорбные на земле — несбыточная мечта, которой ищут умы и сердца, чуждые Божественного просвещения, обольщенные бесами… Убегает от исполнения закона Христова безумно ищущий и места бесскорбного… Место и жизнь бесскорбные — когда сердце обрящет смирение, и смирением войдет в терпение.
Европа, источник Просвещения, родина современной науки, находится в кризисе. <…> Введение евро было безрассудно глупой идеей с самого начала. Было полным безумием вводить единую валюту для более чем 20 стран мира, без какого-либо финансового союза и без гарантий, что каждый будет играть по единым правилам. <…> Правда состоит в том, что европейская элита зашла слишком далеко, чтобы признать свое поражение. Г-жа Меркель и г-н Олланд, в частности, нанесли такой ущерб для экономики и народов Южной Европы, что они просто не могут заставить себя признать, что они были неправы, и начать все заново…Они предпочли бы поставить свой собственный политический капитал, и их тщеславные, глупые утопические надежды выше счастья и благополучия португальского лавочника, греческого рыбака, испанского врача и итальянской домохозяйки… И проигравшими не будут политики или чиновники. Проигравшими будут простые европейцы.
Люди, которые в наибольшей степени способствуют человеческому прогрессу и просвещению человека <…> не потребляют больше хлеба, чем самые простые из своих собратьев-смертных. Действительно, такие люди часто нуждаются.
Сколько гениев погибало в немоте, потому что было неспособно выдерживать напряжение социальных условий, в которых преобладают стандарты животных, а «выживание наиболее приспособленных» означает не выживание «наиболее приспособленных во времени связывающих способностей», а выживание сильнейших в безжалостности и коварстве — в соревновании, связывающем пространство!
Просвещение знает лишь две причины, по которым возникает неистинность: заблуждение и злая воля.
Из-за непонимания друг друга единство в прошлом было невозможно. Значит, нам необходимо просвещение. Нам нужно осветить друг друга. Свет создаёт понимание, понимание создаёт любовь, любовь создаёт терпение, а терпение создаёт единство. Когда у нас будет больше понимания [света] друг о друге, мы перестанем осуждать друг друга, и тогда возникнет Единый фронт.
Тот, кто не научился искусству доказательства в школе, неспособен отличить правильное рассуждение от неправильного. Такими людьми могут легко манипулировать безответственные политики. Результатом может стать массовый гипноз и социальные потрясения. Лев Толстой писал, что сила правительства основана на невежестве народа, что правительство знает об этом и потому будет всегда бороться против просвещения народа.
… с другой стороны, мы должны помнить, что сама церковь имеет очень размытые моральные стандарты, хотя она пытается обвинить людей — таких, как я, которые верят в эмпиризм и просвещение, — в том, что она называет моральным релятивизмом, как будто это какой-то ужасный грех. Но в реальности этот «грех» — способность мыслить. Церковь, например, считала рабство абсолютно нормальной вещью. Теперь она так не думает. И какая польза от церкви, которая говорит: «О, мы тогда не знали, что рабство — это плохо, так как никто не знал». Тогда какой от вас прок?!
Основная причина социального неблагополучия индивида или общества – недостаток образованности. Следовательно, главная обязанность каждого человека – воспитание и просвещение, в первую очередь самого себя.
Образование утверждает: я все могу! А просвещение говорит: о нет, ты не все можешь, потому что ты не имеешь права на все.
Одно из привычных наших чувств ? зависть. Очень нехорошее это чувство. Мелкое, негодное чувство, недостойное человека со сколько-нибудь развитым самолюбием. Оно предполагает большую слабость: завидуем другому, у кого есть то, чего у нас нет и чего мы не надеемся получить. Бессильны получить. Потому и завидуем. И напрасно подчас завидуем. По пословице: «В чужих руках ломоть больше кажется». А поглядишь, и ломоть вовсе не так уж велик, да и нам никто не мешает обзавестись таким же, а то и побольше. «У сусiда хата бiла, у сусiда жинка мила», поёт унылый хохол и жалуется, что «нема хатки, нема жинки». Так. Что ж, завести бы свою «жинку», выбелить бы свою «хатку». Да уж где нам. Сиротинки мы, всеми обиженные. Вот у наших соседей всё есть, и всё хорошо. Кто-то наделил их всеми благами, а нас этими благами обделил, ? кто? Долго, мучительно и бессильно завидовали мы Западной Европе, её широкому просвещению, её гордым правам. Теперь завидуем столь же мучительно, ? и неужели столь же бессильно?
корр.: Есть ли возможность судить по читательским откликам о том, помогают ли ваши книги людям в решении конкретных жизненных проблем?
МК: Меня до смерти пугает, когда это происходит. Пишу безответственно, как птичка поёт (а на гендерные темы еще и с изрядной долей ехидства), а кто-то возьмет да изменит свою жизнь. Нет, я готова нести ответственность только за качество текста, но не за просвещение умов.
Философ – мыслитель, призвание которого развитие и просвещение рациональной мировоззренческой концепции, основанной на знаниях, способных побуждать к самореализации ради всеобщего счастья.
Я категорически против количественного сокращения до трех детей, указанного в проекте. Это неверный подход и он, как и весь документ целиком, не был согласован ни со мной, ни с министерством просвещения, состав которого формируется. Разработка документа велась министерством образования и науки России, от чьего имени он и был разослан для сбора мнений регионам.
Чтоб познать Бога, нужно откровение свыше. Слово Божие проповедует Бога, но без Бога познать Бога не можем. Слеп и темен наш разум: нуждается в просвещении от Самого Того, Который из тьмы производит свет. И потому надо слову Божию внимать, но просвещения просить от Самого Бога. Тьму надлежит прогнать вышеестественным светом. Святое Писание есть светильник, но только открытое, внутреннее око может видеть свет этого светильника. Слепой не видит света: надо иметь открытые глаза. По этой причине пророк молится: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего
Просвещение и патриотизм создают нации; невежество и эгоизм создают чернь.
Т. Луначарскому … Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте.
Если я предположу, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть моё утверждение, особенно если я предусмотрительно добавлю, что чайник настолько мал, что не виден даже мощнейшими телескопами. Но если бы я затем сказал, что коль моё утверждение не может быть опровергнуто, то недопустимо человеческому разуму в нём сомневаться, мои слова следовало бы с полным на то основанием счесть бессмыслицей. Тем не менее, если существование такого чайника утверждалось бы в древних книгах, каждое воскресенье заучиваемых как святая истина, и осаждалось бы в умах школьников, то сомнение в его существовании стало бы признаком эксцентричности и привлекло бы к усомнившемуся внимание психиатра в эпоху просвещения или же инквизитора в более ранние времена.
Никакое Просвещение не осуществляется без разрушения в том или ином смысле и без разрушения перспективистско-конвенциональных моралей.
Просвещение — это процесс, протекающий во времени, одна из форм эволюции.
Тот, кто так озабочен просвещением других, никак не выберет времени для собственного просвещения.
Просвещение занимательнее – великодушие значительнее.
Кто знает глубину своего просвещения и остается в невежестве, тот сделается примером всего мира.
Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и неволе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение.
Граждане познали роскошь, чернь не верит чудотворным, духовенство распутно, ученые привыкли мешаться в придворные интриги, привыкли брать большое жалованье, — истинных патриотов мало, а кто и оказался, так поздно; просвещение распространено и на лакея, а захочет ли просвященной служить, не имея сам слуг?
Это всё глупости, будто сексуальное просвещение побуждает заняться сексом. Я четыре года учила алгебру и ни разу ни с кем не занялась математикой.
Переводчики — почтовые лошади просвещения.
Грядущий апокалипсис предотвращается, когда оружепоклонство прекращается, точнее, просвещением сокрушается.
Просветители, обладающие обширными научными знаниями, призвание которых просвещение рациональной этики человечности, всегда востребованны, особенно сегодня.
Русские переводчики с английского – ослы просвещения.
Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие литературе и, следовательно, просвещению народа.
Строго говоря, в любой стране существует лишь две партии… партия животного инстинкта… страсти… и партия разума, логики, предусмотрительности, порядка… иными словами, партия силы и партия просвещения.
Просвещение живо – творение предков чтимо.
Библия и несколько других книг о самопомощи и просвещении говорят о Семи Смертных Грехах. Это: Гордыня, Гнев, Жадность, Похоть, Зависть, Лень и Чревоугодие. Эти вещи охватывают почти всё, что мы делали. И это грешно… ну и весело, раз уж мы о том.
Зло слабо, пока просвещение сильно.
Осмотревшись, вы видите себя в мундире с красным воротником, все пуговицы застегнуты, все как следует, в порядке. Вы и прежде слыхали, что вы мальчик. Теперь вы это видите на деле. Вы спрашиваете, кто вы такой? Вы узнаете, что вы ученик гимназии и со временем можете сделаться ученым человеком — ревностным распространителем просвещения: студентом университета, кандидатом, магистром и даже директором училища, в котором вы учитесь. Вам весело.
Вот первый вид. Осмотревшись, вы видите себя в мундире с зеленым воротником и с золотой петлицею. Вы спрашиваете, что это значит? Вам отвечают, что вы ученик правоведения, будете, наверное, блюстителем закона и правды, деловым человеком, директором высших судебных мест. Вам весело и лестно.
Вот второй вид. Осмотревшись, ваш взор останавливается на красном или белом кантике мундира и воротника. Вы тоже спрашиваете. Вам отвечают громко, что вы назначаетесь для защиты родной земли, — вы кадет, будущий офицер, и можете сделаться генералом, адмиралом, героем. Вы в восхищении!
Вот третий вид. Вы осмотрелись и видите, что вы в юбке. Прическа головы, передник, талья и все — в порядке. Вы и прежде слыхали, что вы девочка, теперь вы это видите на деле. Вы очень довольны, что вы не мальчик, и делаете книксен.
Вот четвертый, но также еще не последний вид. Узнав все это, вы спрашиваете, что же вам делать? Вам отвечают: учитесь, слушайтесь и слушайте, ходите в классы, ведите себя благопристойно и отвечайте хорошо на экзаменах… Проходят годы. Выросши донельзя из себя, вы начинаете уже расти в себя. Вы замечаете, наконец, что вы действительно уже студент, окончивший курс университета, правовед, бюрократ, офицер, девушка-невеста. На этот раз вы уже не спрашиваете, кто вы такой и что вам делать… Вас водили в храм божий. Вам объясняли Откровение. Привилегированные инспектора, субинспектора, экзаменованные гувернеры, гувернантки, а иногда даже и сами родители смотрели за вашим поведением. Науки излагались вам в таком духе и в таком объеме, которые необходимы для образования просвещенных граждан. Безнравственные книги, остановленные цензурой, никогда не доходили до вас. Отцы, опекуны, высокие покровители и благодетельное правительство открыли для вас ваше поприще. После такой обработки, кажется, вам ничего более не остается делать, как только то, что пекущимся о вас хотелось, чтобы вы делали.
Делянов был очень милый, добрый человек, и вопросы Министерства народного просвещения вообще были ему не чужды. Он был человек культурный, образованный… Он никогда никаких резких вещей не делал, всегда лавировал, держась того направления, которое в то время было преобладающим, а именно направления графа Дмитрия Толстого. Вообще он лавировал на все стороны»
Познание и просвещение сильны – безучастность и равнодушие слабы.
Теперь не создать первоклассной морской силы – это значит не понять или забыть ту великую идею, которая лежала в основе всей этой борьбы, которая и вдохновляла великих русских людей прошлого: превращение России в державу, великую не только силой армии и терпением народным, но и богатством, просвещением, культурой и всякой цивилизованной силой, неразрывно связанной с морем, с внешней торговлей и с военным флотом.
Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.
Предки живы или нет зависит от того, живо просвещение или нет.
Танец вокруг золотого тельца идентичности — это последнее и величайшее упоение анти-просвещения.
Просвещение, призванное эмансипировать человека от власти невежества и предрассудков, будет неэффективным и бесполезным неиспользованием научных достижений.
Основа развития – просвещение. Об этом говорили с древних времен, но главное – его содержательность, занимательность и простота.
Просвещение научными и рациональными знаниями – умение выразить сложные знания доступным и интересным языком.
Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.
Задача оппозиции сейчас — просвещение и правда. А правда в том, что Путин — это война и кризис.
Есть варварство двух родов: одно предшествует векам просвещения, другое следует за ними.
Блаженством является понимание и ощущение момента просвещения чем-то новым,
гениальным, какой-то мыслью, гипотезой, которая вдруг оказывается аксиомой,
ранее неизвестной так явно.
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.