Иоганн Генрих Песталоцци: цитаты

Lead your child by the hand to the great scenes of nature; teach him on the mountain and in the valley. There he will listen better to your teaching; the liberty will give him greater force to surmount difficulties. But in these hours of liberty it should be nature that teaches rather than you. Do not allow yourself to prevail for the pleasure of success in your teaching; or to desire in the least to proceed when nature diverts him; do not take away in the least the pleasure which she offers him. Let him completely realize that it is nature that teaches, and that you, with your art, do nothing more than walk quietly at her side. When he hears a bird warble or an insect hum on a leaf, then cease your talk; the bird and the insect are teaching; your business is then to be silent.

Each of our moral, mental, and bodily powers must have its development based upon its own nature, and not based upon artificial and outside influences. Faith must be developed by exercises in believing and cannot be developed from the knowledge and understanding, only, of what is to be believed; thought must grow from thinking, for it cannot come simply from the knowledge and understanding of what is to be thought, or the laws of thought; love must be developed by loving, for it does not arise merely from a knowledge and understanding of what love is and of what ought to be loved; art, also, can only be cultivated through doing artistic work and acquiring skill, for unending discussion of art and skill will not develop them. Such a return to the true method of Nature in the method of the development of our powers necessitates the subordination of education to the knowledge of the various laws which govern those powers.

Способность человека воспринимать правду и справедливость по своему существу является всеобъемлющей, возвышенной, чистой склонностью, которая может находить себе пищу в простых, немногословных, но широких взглядах, стремлениях и чувствах.

Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.

Каждый из нас совершенно свободен, и только в качестве свободных людей мы живём, любим деятельной любовью и жертвуем собой ради выполнения своей цели.

Беспокойство по сути является порождением чувственных страданий или чувственных желаний; оно — дитя жестокой нужды или ещё более жестокого эгоизма.

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.

Обучение научным дисциплинам предполагает, следовательно, предварительное наслаждение свободой, которую оно ограничивает, точно так же как впряжение взрослого животного в плуг или телегу является произвольно направленным применением тех сил, которые молодое животное приобрело и развило в период, когда оно жило и свободно гуляло на пастбище.

Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы.

Ребёнок любим и верит прежде, чем начинает мыслить и действовать.

Школа должна прививать своим воспитанникам такие навыки логического мышления, которые гармонировали бы с самой природой человека.

Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми.

Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем, что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь затеряться в человеке или получить такое направление, которое одинаково легко может привести как к его падению, так и к его совершенствованию.

Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии.

Три силы вместе — способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению — следует считать совокупностью всех средств развития умственных сил.

The ultimate end of education is not a perfection in the accomplishments of the school, but fitness for life; not the acquirement of habits of blind obedience, and of prescribed diligence, but a preparation for independent action. We must bear in mind that whatever class of society a pupil may belong to, whatever calling he may be intended for, there are certain faculties in human nature common to all, which constitute the stock of the fundamental energies of man. We have no right to withhold from any one the opportunities for developing all their faculties. It may be judicious to treat some of them with marked attention, and to give up the idea of bringing others to high perfection. The diversity of talent and inclination, of plans and pursuits, is a sufficient proof of the necessity for such a distinction. But I repeat that we have no right to shut out the child from the development of those faculties also, which we may not for the present conceive to be very essential for his future calling or station in life.

В стране существует слепое доверие народа к школам, каковы бы они ни были.

It is life itself that educates.

Вообще необходимо добиваться такого положения, при котором стало бы невозможным, чтобы ребенок выиграл что-либо ложью; наоборот, быть пойманным во лжи должно представлять для него существенную опасность.

Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Её реальные поступки, к которым ее побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными естественными средствами нравственного воспитания.

По законам природы слова любви не произносятся прежде, чем не созревают чувства.

Час рождения ребенка есть первый час его обучения.

Оцените статью
Добавить комментарий