Хосе Ортега-и-Гассет: цитаты

Упадок старого, вызванный ростом нового и молодого, — это признак здоровья.

Старое старо не от собственной старости, а оттого, что возникает новое и одной только своей новизной внезапно старит все предшествующее.

Когда кому-то не нравится произведение искусства, именно поскольку оно понятно, этот человек чувствует своё «превосходство» над ним, и тогда раздражению нет места. Но когда вещь не нравится потому, что не всё понятно, человек ощущает себя униженным, начинает смутно подозревать свою несостоятельность, неполноценность, которую стремится компенсировать возмущённым, яростным самоутверждением перед лицом произведения.

Жанр в искусстве, как вид в зоологии, — это ограниченный репертуар возможностей.

Массовое мышление — это мышление тех, у кого на любой вопрос заранее готов ответ, что не составляет труда и вполне устраивает.

Человеческая жизнь — не случайная цепь событий, а скорее стремительная и напряженная драма, развивающаяся по определенному сюжету. Сюжет же состоит в том, что нечто внутри нас стремится к самореализации и ведет непрерывную борьбу с внешним миром за свое существование…

Масса — это множество людей без особых достоинств, масса — это средний, заурядный человек.

Каждая судьба трагична в самом глубинном смысле этого слова у того, кто не проникает в суть жизни, но лишь скользит по ее поверхности.

Всякий национализм — тупик.

Массовая культура ведет к исчезновению личности, индивидуальности, к формированию массового человека, которым легче манипулировать

Жизнь — это прежде всего хаос, в котором ты затерян.

Одичание — это процесс разобщения.

Неприкаянная, невостребованная жизнь — больший антипод жизни, чем сама смерть. Жизнь — это обязательство что-то совершить, исполнение долга, и, уклоняясь от него, мы отрекаемся от жизни.

Жизнь лишь тогда неподдельна, когда всё в ней вызвано насущной и непреложной потребностью.

Культ тела — это всегда признак юности, потому что тело прекрасно и гибко лишь в молодости, тогда как культ духа свидетельствует о воле к старению, ибо дух достигает вершины своего развития лишь тогда, когда тело вступает в период упадка.

Под поверхностью всей современной жизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда — ложный постулат реального равенства людей.

Искусство — событие, происходящее в нашей душе.

Судьба демократии при любой ее форме и развитости зависит от мелкой технической детали — процедуры выборов. Остальное второстепенно.

Действие затягивает нас драматическим вихрем, атмосфера, наоборот, только приглашает к созерцанию.

Самоподавление личности во имя ложно понятых коллективистских ценностей приводит к вырождению нации.

There is no doubt; even a rejection can be the shadow of a caress”.

I often asked myself the following question. There is no doubt that at all times for many men one of the greatest tortures of their lives has been the contact, the collision with the folly of their neighbours. And yet how is it that there has never been attempted — I think this is so — a study on this matter, an Essay on Folly? For the pages of Erasmus do not treat of this aspect of the matter.

The city is not built, as is the cottage or the domus, to shelter from the weather and to propagate the species — these are personal, family concerns — but in order to discuss public affairs.

Единственно подлинные мысли — мысли утопающего. Всё прочее — риторика, поза, внутреннее фиглярство.

Меньшинство — это совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса — не выделенных ничем.

Массовый человек, верный своей природе, не станет считаться ни с чем, помимо себя, пока нужда не заставит. А так как сегодня она не заставляет, он и не считается, полагая себя хозяином жизни. Напротив, человек недюжинный, неповторимый внутренне нуждается в чём-то большем и высшем, чем он сам, постоянно сверяется с ним и служит ему по собственной воле.

Tell me to what you pay attention and I will tell you who you are.

Банальности — трамваи мышления.

Оцените статью
Добавить комментарий