Воистину, верующий собирает (пред Всевышним по крупицам) благородство (благие дела и поступки) и сострадание (мягкосердечность, снисходительность к людям; опасение, трепет пред Богом); лицемер же собирает (накапливает, живя в мирской обители, вперемешку) грехи, проступки и спокойствие, безопасность (пред Высшим Судом).
Отсутствие воспитанности требует удаления (дистанцирования): если не умеешь себя вести на ковре (дома, в обществе), тогда будешь стоять у двери (останешься на задворках жизни); если не умеешь культурно стоять у двери, тогда займись управлением животных (корми и выгуливай скот).
When a man sought knowledge, it would not be long before it could be seen in his humbleness, his sight, upon his tongue and his hands, in his prayer, in his speech and in his disinterest (zuhd) in worldly allurements. And a man would acquire a portion of knowledge and put it into practice, and it would be better for him than the world and all it contains – if he owned it he would give it in exchange for the hereafter.
О, сын Адама, ты состоишь из дней. Когда уходит день, уходит часть тебя.
The life of this world is made up of three days: yesterday has gone with all that was done; tomorrow, you may never reach; but today is for you so do what you should do today.
Извлекающий уроки из горестей и прошлых бедствий становится мудрым.
Лучшее качество, которое может иметь верующий — это прощение.
Язык – повелитель тела, и если он совершит какое-нибудь преступление против частей тела, то и они совершат его, если же он воздержится, то и они воздержатся.
Наши предшественники говорили: «Поистине, язык верующего находится за его сердцем, и если он что-то хочет сказать, то сначала осмысливает, а потом – говорит. Язык же лицемера находится перед его сердцем, и если он намеревается что-то сказать, то говорит, не обдумывая».
Верующий ищет оправдание для брата в Исламе, а лицемер ищет его вину.
Эффект обучения в раннем возрасте подобен гравировке по камню.
Тому, кто перестанет много говорить, будет дарована мудрость, и тому, кто перестанет выискивать недостатки в других, представится возможность исправить свои.
Ты спрашиваешь меня о мире этом и мире вечном! Поистине, мир этот и мир вечный — словно восток и запад: приближаясь к одному, ты непременно отдаляешься от другого… И ты говоришь мне: мол, опиши мне эту обитель. А что здесь описывать, если начало её — страдание, а конец её — исчезновение, и за дозволенное в ней будет расчёт, а за запретное — наказание? Разбогатевший в ней впадает в обольщение, а обедневший печалится…
I am astonished about those people who are ordered to prepare their provisions, then the start of the journey is announced, however they remain unmindful in their vain discussions and fruitless deeds.
Поистине, этот мир — временная обитель, и никто не останется здесь навсегда. И, поистине, Адам был низведён сюда в наказание. Посему, остерегайся этого мира. Здесь запасаются тем, от чего отказываются, и богатеют тогда, когда бедствуют. Каждый миг он приносит жертвы, унижает тех, кто почитает его, и делает нищим того, кто копит [земные богатства]. Его [блага] подобны яду: вкушает его только тот, кто не знает, что это такое, и гибнет от него. Живи в этом мире, как больной, залечивающий раны. Он соблюдает диету короткий период, опасаясь затяжной болезни, и терпит то, что ему неприятно, опасаясь долгого испытания. Остерегайся этого обольщающего мира, который обманывает своими красотами и дарит надежды, прельщает и завораживает. Он словно принаряженная невеста. Взоры притягиваются к ней, сердца очаровываются ею, души влюбляются в неё. Но эта невеста убивает всех своих мужей.
Мудрый человек не скрывает свою мудрость и не спорит в отношении неё, а распространяет мудрость, и если её принимают, он благодарит Аллаха, а если отвергают, он тоже благодарит Аллаха.
Бывает, и разумного пленяет страсть,
С него срывая целомудренный покров…
Объятый страстью — раб, но, победив
Её, он сам становится владыкой…
Однажды один мужчина сказал Хасану аль-Басри: «Люди сидят вокруг тебя, чтобы найти недостаток в тебе».
Он ответил: «Поистине, я внушил моей душе устремиться к Раю, так она устремилась к нему. Затем я внушил ей устремиться к спасению от Ада, и она устремилась к нему. Затем я внушил ей устремиться к спасению от людей, но я не нашел пути к этому. Поистине люди не были довольны своим Создателем, хотя Он обеспечивает их, так как же они могут быть довольны другим созданием, подобному им?»
Я застал людей, которые заботились о своём времени больше, чем вы заботитесь о своих дирхемах и динарах.
Мирская жизнь состоит из трех дней. (1) Что же касается вчерашнего дня, то он прошел вместе с тем, что было в нем. (2) Что же касается завтрашнего дня, то быть может, ты не застанешь его. (3) Что же касается сегодняшнего дня, то он принадлежит тебе. Так совершай дела в нем.
The dunya distracts and preoccupies the heart and body, but al-zuhd (asceticism, not giving importance to worldly things) gives rest to the heart and body. Verily, Allah will ask us about the halal things we enjoyed, so what about the haram!
В этом мире ожидания сопряжены с испытаниями, и пребывание в нём есть умирание. Его радости смешаны с горем. То, что теряешь в нём, не возвращается, и [никогда] не знаешь, что ожидает [тебя] впереди. Его обещания лживы, а надежды [, которые он вселяет, ] обманчивы. [Самое] чистое в нём не лишено примеси, и жизнь здесь в тягость.
Остерегайся откладывать (дела на потом), ведь ты живешь сегодня, а не завтра. И если ты доживешь до завтрашнего дня, то проведи его так же, как сегодняшний, а если нет – то не придется сожалеть о том, что упустил сегодня.